Законопроект ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О внесении изменений в Семейный Кодекс Российской Федерации» по введению верхней границы алиментов

Содержание

Законопроект 1 в PDF

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
«О внесении изменений в Семейный Кодекс Российской Федерации»
Внести в “Семейный кодекс Российской Федераци” от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021) следующие изменения:

Статья 1

  1. Изложить ч.1 ст. 81 СК РФ в следующей редакции:
    “1. В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка — одной четверти, на двух детей — одной трети, на трех и более детей — половины заработка и (или) иного дохода родителей. При этом взыскиваемая ежемесячная сумма алиментов, приходящихся на одного ребенка, включая дополнительные расходы, определенные
    статьей 86 настоящего кодекса, не должна превышать 1.5 величины соответствующего прожиточного минимума для детей, определённого для региона проживания ребенка. ”
  2. Изложить ч.2 ст. 81 СК РФ в следующей редакции:
    “2. Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон, иных заслуживающих внимания обстоятельств. При этом взыски ваемая ежемесячная сумма алиментов, приходящихся на одного ребенка, включая дополнительные расходы, определенные статьей 86 настоящего кодекса, не должна превышать 1.5 величины соответствующего прожиточного минимума для детей, определённого для региона проживания ребенка. ”
  3. Изложить ч.1 ст. 83 СК РФ в следующей редакции:
    “1. В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям и родитель, обязанный уплачивать алименты, имеет нерегулярный, меняющийся заработок и (или) иной доход, либо если этот родитель получает заработок и (или) иной доход полностью или частично в натуре или в иностранной валюте, либо если у него отсутствует заработок и (или) иной доход, а также в других случаях, если взыскание алиментов в долевом отношении к заработку и
    (или) иному доходу родителя невозможно, затруднительно или существенно нарушает интересы одной из сторон, суд вправе определить размер алиментов, взыскиваемых ежемесячно, в твердой денежной сумме или одновременно в долях (в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса) и в твердой денежной сумме.”
  4. Изложить ч.2 ст. 83 СК РФ в следующей редакции:
    “2. Размер твердой денежной суммы определяется судом исходя из реальных потребностей ребенка с учетом материального и семейного положения сторон, мнения обоих родителей и других заслуживающих внимания обстоятельств. При этом взыскиваемая ежемесячная суммарная величина алиментов в твердой денежной сумме или одновременно в долях и в твердой денежной сумме, приходящихся на одного ребенка, включая дополнительные расходы, определенные статьей 86 настоящего кодекса, не должна превышать 1.5 величины соответствующего прожиточного минимума для детей, определённого для региона проживания ребенка. ”
  5. Изложить ч.2 ст. 85 СК РФ в следующей редакции:
    “2. В случае, если родители не предоставляют содержание своим совершеннолетним нетрудоспо собным детям, размер алиментов на нетрудоспособных совершеннолетних детей определяется судом в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно, исходя из материального и семейного положения и других заслуживающих внимания интересов сторон. При этом взыски ваемая ежемесячная величина алиментов в твердой денежной сумме не должна превышать 1.5
    величины соответствующего прожиточного минимума, определённого для региона проживания ребенка.”
  6. Изложить ч. 1 ст. 86 СК РФ в следующей редакции:
    “1. В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям и при наличии исключительных обстоятельств (тяжелая болезнь, увечье несовершеннолетних детей или нетрудоспособных совершеннолетних нуждающихся детей, необходимость оплаты постороннего ухода за ними, отсутствие пригодного для постоянного проживания жилого помещения и другие обстоятельства) каждый из родителей может быть привлечен судом к участию в несении дополнительных расходов, вызванных этими обстоятельствами. Порядок участия родителей в несении дополнительных расходов и размер этих расходов опре деляются судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно, но не более 1.5 величины соответствующего прожиточного минимума для детей, определённого для региона проживания ребенка с учетом сумм алиментов, взыскиваемых в соответствии со статьей 81 или 83 настоящего кодекса. ”
  7. Изложить ч. 1 ст. ст. 119 СК РФ в следующей редакции:
    “1. Если при отсутствии соглашения об уплате алиментов после установления в судебном порядке размера алиментов изменились статьи закона, в соответствии с которыми установлен размер взыскиваемых алиментов, и/или материальное или семейное положение одной из сторон, суд вправе по требованию любой из сторон изменить установленный размер алиментов или освободить лицо, обязанное уплачивать алименты, от их уплаты. При изменении размера алиментов или при освобождении от их уплаты суд вправе учесть также иной заслуживающий внимания интерес сторон. При изменении размера алиментов на основании факта изменения статей закона, суд руководствуется их актуальными версиями.”

Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Семейный Кодекс Российской Федерации»

В соответствии с пунктом 1 статьи 80 СК РФ, родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, при этом порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно. В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке (пункт 2 статьи 80 СК РФ).

Из п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 № 56 [1] плата родителем средств на содержание ребенка в добровольном порядке при отсутствии нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов не является препятствием для рассмотрения судом требования о взыскании алиментов.

Из п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 № 56 [1] следует, что требование о взыскании алиментов на несовершеннолетнего ребенка подлежит удовлетворению судом независимо от трудоспособности родителей, а также нуждаемости ребенка в алиментах.

Таким образом, алименты будут взысканы в судебном порядке в случае отсутствия нотариально заверенного соглашения об уплате алиментов независимо от того, содержит ли потенциальный должник своего ребенка, или нет. При этом также не учитывается уровень содержания ребенка вторым родителем и сама нуждаемость ребенка в алиментах.

Мало того, полномочия по контролю за расходованием алиментов не характерны ни органам принудительного исполнения Российской Федерации, ни органам опеки и попечительства, а наделение их такими полномочиями приведет к нарушению принципа недопустимости произвольного вмешатель ства кого-либо в дела семьи (статья 1 Семейного кодекса Российской Федерации). Вместе с тем в силу статьи 5 СК РФ, статьи 10 Гражданского кодекса (далее ГК РФ) Российской Федерации предполагается презумпция добросовестности поведения субъектов семейных отношений при осуществлении семейных прав. Семейные отношения основаны на равенстве членов семьи, в связи с чем плательщик алиментов не может осуществлять контроль над получателем алиментов и требовать предоставления отчета о расходовании алиментов на ребенка.

Резюмируя, можно охарактеризовать актуальную ситуацию с уплатой и расходованием алиментов следующим образом:

  1. Алименты назначаются без учета предыдущего фактического уровня содержания ребенка (долевой принцип взыскания ст. 81 СК РФ предполагает долевое распределение расходов в семье, что неверно при доходах выше среднего).
  2. Алименты будут назначены в случае отсутствия нотариально заверенного соглашения об уплате алиментов независимо от того, содержит ли потенциальный должник своего ребенка, или нет (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 № 56 [1]).
  3. Требование о взыскании алиментов на несовершеннолетнего ребенка подлежит удовлетворению судом независимо от трудоспособности родителей, а также нуждаемости ребенка в алиментах (п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 № 56 [1]).
  4. Высокий уровень доходов у родителя, обязанного уплачивать алименты, сам по себе не относится к установленным статьей 83 СК РФ обстоятельствам, при которых возможно взыскание алиментов в твердой денежной сумме, а не в долевом отношении к заработку (п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 № 56 [1]). Вместе с тем, если судом будет установлено, что взыскание алиментов в долевом отношении к заработку и (или) иному доходу
    родителя существенно нарушает интересы одной из сторон, алименты могут быть взысканы в твердой денежной сумме. На практике обосновать, что удержание алиментов со значительной суммы дохода нарушает права плательщика алиментов, невозможно.
  5. Алименты расходуются алиментополучателем самостоятельно, бесконтрольно и безотчетно. Ни алиментоплательщик, ни государство, ни специализированные органы не имеют права проконтролировать и не контролируют целевое расходование алиментов (статьи 1 и 5 СК РФ, статья 10 ГК РФ).
  6. Единственная возможность сохранить деньги ребенка — это закрепленное в ч. 2 ст. 60 СК РФ право должника требовать решение суда о перечислении не более пятидесяти процентов сумм алиментов, подлежащих выплате, на счета, открытые на имя несовершеннолетних детей в банках. Но принятие судом такого решения возможно, в частности, в случае ненадлежащего исполнения родителем, получающим алименты, обязанности по расходованию соответствующих выплат на содержание, воспитание и образование ребенка (п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 № 56 [1]). При этом законодательно такой контроль не установлен и фактически не реализуем.

Анализируя законодательную практику видно, что государство поступательно действует в интересах детей, ужесточая наказания для должников за неуплату алиментов и за частичное неисполнение судебного решения. Но мер, предотвращающих и минимизирующих нецелевой характер расходования алиментов, не предпринимается.

Вместе с тем, согласно ч.1 статьи 61 СК РФ, родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права). Но по факту алиментоплательщик лишен возможности добровольно содержать ребенка. Право распоряжения денежными средствами на ребенка полностью делегировано алиментополучателю. Мало того, в случае, если ребенок проживает у обоих родителей равные доли времени по паритетному принципу, то в то время, пока ребенок проживает у алиментоплательщика, последнему не оказывается никакой финансовой поддержки, хотя он несёт расходы по сути в двойном размере, так как обязан исполнять решения суда, ведь за время проживания ребенка с собой должник продолжает платить алиментополучателю алименты на содержание ребенка, который проживает часть времени с самим должником. Таким образом, алиментоплательщик всегда оказывается в более трудной экономической ситуации, нежели алиментополучатель.

Данный пробел законодательства приводит к многочисленным нарушениям прав детей как конечных получателей алиментов, а также прав плательщиков алиментов: последние фактически осуществляют содержание бывших супругов. Безнаказанно используя несовершенство законодательства, получающий алименты родитель расходует их не только по собственному усмотрению, но и на собственные нужды [2]. Нередко это является корыстной целью расторжения брака — получить экономическую выгоду в виде алиментов в случае высокого дохода должника. Принятие законопроекта поможет снизить количество разводов, совершаемых из корыстных интересов.

Принятие законопроекта усилит роль родителя, уплачивающего алименты в жизни и воспитании ребенка, поскольку у родителя появятся суммы, доступные для самостоятельного распоряжения в интересах ребенка. Ребенок сможет в действительности видеть любовь и заботу в свой адрес от родителя, который обязан платить алименты.

В работе [3] рассматривается два различных варианта реализации надзора и контроля за расходованием алиментов на содержание детей:

  • Наделить полномочиями надзора систему ФССП (судебных приставов), так как они обязаны обеспечивать правильное исполнение судебного решения (целевое расходование средств — это часть судебного решения по взысканию алиментов на содержание ребёнка)
  • Наделить полномочиями органам опеки и попечительства для контроля за расходованием алиментных средств посредством системы отчётов и ответственности родителя (по аналогии с ответственностью опекуна)

В другой работе [4] помимо отчётов предлагается использовать номинальный счет в качестве обязательной меры охраны средств ребенка.

Во всех вышеуказанных работах приведён анализ судебной практики, показывающий абсолютную невозможность законного контроля за расходованием алиментов на сегодняшний день, любые попытки плательщиков алиментов это осуществить всегда заканчивались неудачей. Такая же ситуация с системой наказания за нецелевые расходы — наказаний и ответственности на сегодняшний день не предусмотрено, поэтому, если не ввести новые законы, дети продолжат страдать от того, что их собственность растрачивается нерадивыми родителями, получающими алименты на ребенка, на свои нужды.

В некоторых странах с проблемами уплаты алиментов и их целевого расходования борются иными методами — например, введение совместной опеки, когда об алиментах и говорить уже не приходится. Достаточно широко эти практики были изложены в уже 2010 году в работе [5].

Согласно текущей версии ч. 2 ст. 60 Семейного кодекса РФ (далее — СК РФ), суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка. Сегодня контроль и ответственность за целевым расходованием алиментов законом не предусмотрены. Даже в случае значительного размера алиментных выплат на ребенка суд не может обязать родителя, получающе го выплаты, предоставлять родителю, уплачивающему алименты, письменный/электронный отчет о расходовании денег, хотя в схожих правоотношениях, возникающими между опекуном и подопечным первый обязан предоставлять ежегодные отчёты о имуществе подопечного в соответствии с ч. 1 ст. 37 ГК РФ.

Аналогичное мнение о необходимости реформ в алиментной системе транслируется экспертным сообществом на различных мероприятиях, посвященным обсуждению проблем алиментов и выработке решений по данному вопросу. Так, например, мнение экспертного сообщества на круглом столе по проблемам алиментов в Совете Федераций 28.04.2021 1, 2. Мнение эксперта-юриста на Телевидении в передаче, посвященной обсуждению проблем взыскания алиментов 3.

Результат анализа литературы и мирового опыта показал:

  1. Чем выше доход алиментоплательщика, тем выше вероятность нецелевых расходов алиментов;
  2. Практика контроля за расходованием алиментных средств является достаточно сложной и практически не реализуемой процедурой, так как значительно увеличит энтропию процесса контроля. Оптимальным решением видится введение некоторого верхнего порога ежемесячных совокупных алиментов, выше которого они быть не могут.

Таким образом, принятие законопроекта снизит количество нецелевых расходов алиментов и улучшит конечный уровень содержания детей.

Также стоит отметить, что алименты взыскиваются не только с заработной платы. Правительство России 03.11.2021 утвердило новый перечень доходов, из которых удерживаются алименты на детей: теперь при сделках по продаже квартиры или другого недвижимого имущества при реализации должником своего права на экономическую деятельность, он должен будет заплатить алименты с дохода по таким сделкам. Очевидно, что алименты в данном случае будут достигать сотен тысяч рублей с каждой такой сделки, что значительно превышает потребности ребенка и повлечет злоупотребление правом одного из родителей на получение алиментов (часть 1 статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) — пределы осуществления гражданских прав). Принятие законопроекта решит и в данном случае проблему соразмерности алиментов и реальных потребностей ребенка.

Вообще, долевой принцип взыскания алиментов законодатель впервые ввел практически век назад. Ниже представлена краткая историческая справка:

  1. Артикул воинский 1715 года Петра 1. Впервые закреплена норма об алиментных обязательствах.
  2. Свод законов Российской империи 1835 года. “Родители обязаны давать несовершеннолетним детям пропитание, одежду и воспитание, доброе и честное, по своему состоянию. Детям должно быть назначаемо содержание лишь в пределах возможности, т.е. по силе средств родителей. Имущественные отношения между родителями и
    детьми определяются законами того края, к которому принадлежит лицо, сообщающее другому свое состояние.”
  3. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве (КЗАГС) от 16 декабря 1918 года. Впервые был установлен минимальный размер предоставляемого детям содержания — «сумма, затрачиваемая каждым из родителей, не могла быть менее половины прожиточного минимума, установленного на ребенка в данной местности»
  4. Постановление ЦИК и СНК СССР , принятое 27 июня 1936 года. Впервые был введен долевой принцип взыскания алиментов на детей, размер которых не мог быть
    изменен соглашением сторон. Так, на одного ребенка предусматривалась 1/4 часть получаемой ответчиком заработной платы, на содержание двоих детей — 1/3, на содержание трех и более детей — 1/2.

Впервые введенный в 1936 году принцип долевого взыскания алиментов сохраняется в настоящее время.

Тем временем накопилось достаточное количество предпосылок введению верхнего ограничения алиментов:

  • Изменился уровень доходов населения. При существенно высоком доходе размер алиментов в долях не соответствует не только потребностям ребенка, но прежнему уровню его обеспечения, когда порядок и форма предоставления содержания определялась родителями самостоятельно.
  • Изменилась составляющая доходов населения.

К доходам, из которых удерживаются алименты, относится не только заработная плата, премии, стимулирующие выплаты, но и доходы от занятий предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, доходы от передачи в аренду имущества, доходы по акциям и другие доходы от участия в управлении собственностью организации (дивиденды, выплаты по долевым паям и т.д.).

  • Налицо существенные различия уровня жизни различных слоев населения (здоровье, потребление продуктов питания, образование, занятость и организация труда, жизненные удобства, социальное обеспечение, одежда, отдых и свободное время). Различаются уровни жизни в различных регионах РФ.
  • Не учитывается нуждаемость ребенка в алиментах, доход алименто-получателя и равная обязанность алименто-получателя предоставлять содержание своим детям, что позволяет родителю, получающему алименты на ребенка, злоупотреблять правами, бесконтрольно расходовать алименты не по назначению и фактически не исполнять родительские обязанности по содержанию детей.
  • Взыскание алиментов в долях к доходу провоцирует плательщика алиментов на сокрытие дохода и возлагает на взыскателя и судебного пристава-исполнителя задачу розыска дохода.
  • Отсутствие контроля за целевым и обоснованным расходованием алиментов не соответствует интересам ребенка. Также не соответствует интересам детей и отсутствие у алиментоплательщика возможности добровольного содержания и распоряжения средствами на ребенка, что провоцирует его на сокрытие дохода.
  • Высокий размер взыскиваемых алиментов (при высоком доходе плательщика алиментов) провоцирует родителей на споры о месте жительства детей, «торговлю» детьми и даже похищения детей.
  • Наличие только одного центра (получатель алиментов) принятия решений по распоряжению средствами на ребенка не отвечает интересам ребенка, так как расходование этих средств становится бесконтрольным. Поэтому таких центров должно быть два — плательщик алиментов и их получатель.

Принятие законопроекта отвечает интересам детей, их родителей и будет способствовать более качественному их содержанию.

Помимо этого, принятие законопроекта позволит плательщикам алиментов, которые хотят активнее участвовать в жизни своего ребенка и платят значительные суммы, превышающие в 1.5 раза размер прожиточного минимума на ребенка, менять судебные решения, ограничивая выплаты алиментов указанным размером, таким образом, высвобождая средства для самостоятельного содержания своего ребенка.

Стоит отметить, что принятие данного законопроекта представляет значительную выгоду для бюджета государства: алиментоплательщики с высоким доходом, вынужденные скрывать доходы по причине несоразмерности потребностей ребенка и алиментов долевого взыскания, перейдут с “серых” зарплат на “белые” и тогда увеличится приток налогов в бюджет.

Рис. 1: Характеристики нормального распределения

Ниже будут представлены несколько точных расчётов максимального месячного содержания детей. Но перед этим необходимо привести несколько математических определений.

Определение из математики 1. Функция распределения 𝐹(𝑥) в теории вероятностей — функция, характеризующая распределение случайной величины или случайного вектора; вероятность того, что случайная величина 𝑋 примет значение, меньшее 𝑥, где 𝑥 — произвольное действительное число.4

Пояснение. Например, в случае анализа распределения средств, которые тратятся на содержание детей ежемесячно: запись 𝐹(30000) = 0.998 будет означать, что с вероятностью 99.8 % на содержание детей расходуется не более 30000 рублей ежемесячно.

Определение из математики 2. Плотность вероятности 𝑓(𝑥)— один из способов задания распределения случайной величины. Во многих практических приложениях понятия «плотность вероятности» и «плотность (распределения) случайной величины» или «функция распределения вероятностей» фактически синонимизируются и под ними подразумевается вещественная функция, характеризующая сравнительную вероятность реализации тех или иных значений случайной переменной (переменных).5

Будет рассмотрено два вида распределения средств, которые тратятся на содержание детей ежемесячно.

Для случая нормального распределения справедливо:

(1)

здесь 𝜇 — математическое ожидание (для понимания — это “среднее” значение месячного содержания), 𝜎 — это стандартное отклонение, величина, которая характеризует разброс значений. Понятно, что из уравнения (2) известна средняя величина месячного содержания детей 𝜇:

(2)

Величина разброса 𝜎 достаточно просто вычисляется с помощью правила трёх сигм6, согласно которому практически все значения нормально распределённой случайной величины с вероятностью 99.73 % лежат в интервале (𝜇 − 3𝜎; 𝜇 + 3𝜎). Из рисунков 2b и 2a видно, что практически все значения нормально распределённой случайной величины с вероятностью 99.73 % лежат в интервале (𝜇 − 3𝜎; 𝜇 + 3𝜎), а в интервалах (0; 𝜇 − 3𝜎) и (𝜇 + 3𝜎; 1) с вероятностями 𝐹𝑙𝑜𝑤 = 𝐹𝑢𝑝 = 0.135 % в каждый из интервалов:

(3)

Рис. 2: Анализ нормального распределения

Верхняя оценка минимальной ежемесячной суммы содержания, приходящейся на одного ребёнка, составит 1 прожиточный минимум на ребёнка V children-min и исходя из правила трёх сигм 2b можно с высокой точностью (с погрешностью в 0.135 %) оценить 𝜎:


(4)

и с вероятностью 99.87 % в общем виде дать верхнюю оценку максимальной суммы месячного содержания детей:

(5)

а также при допущениях (2) известности среднего уровня содержания детей

 (6)

Оценка для Башкортостана. Нормальное распределение доходов.

Например, для Башкортостана, оценка сверху для максимальных месячных расходов на ребёнка, исходя из предположения нормального распределения расхода средств на детей и основываясь на данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан 7 по средней заработной плате и ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения по Республике Башкортостан8 по величине прожиточного минимума для детей в Республике Башкортостан, составляет

(7)

Таким образом, на одного ребенка тратится не более 3-х (трех) размеров прожиточного минимума на ребенка в регионе. Исходя из равных прав и обязанностей по содержанию детей, на каждого из родителей приходится не более 1.5 (полутора) размеров прожиточного минимума на одного ребенка.

Оценка для Москвы. Нормальное распределение доходов.

Оценка сверху для максимальных месячных расходов на ребёнка, исходя из предположения нормального распределения расхода средств на детей для Москвы выполнена на основе данных исследования Synovate Comcon9, в соответствии с которым в 2012 году семьи в Москве тратили примерно 17000 рублей на одного ребенка в месяц. В исследовании участвовали по 2 800 родителей и их детей в возрасте от 4 до 15 лет из городов-миллионеров (там проживает около 3 млн детей этого возраста).
Около трети в структуре расходов на детей заняли траты на питание, порядка 30% — детская одежда и обувь, 12% — расходы, связанные с образованием детей, 7% — траты на детский отдых и развлечения.

Рис. 3: Характеристики логнормального распределения

Средний прожиточный минимум на ребенка по стране на момент проведения исследования составлял 6 432 рублей месяц, и с тех пор вырос на 77 % (ссылка на средний прожиточный минимум для ребенка по России10). Соответственно, средние ежемесячные траты на ребенка в 2021 году можно оценить в размере:

 (8)

При этом прожиточный минимум для ребенка по Москве, установленный постановлением Правительства Москвы от 19 января 2021 г. № 11-ПП11, составляет 15582 руб. Размер максимально-возможного содержания ребенка в Москве V children-max оценивается следующим образом:

(9)

Таким образом, на одного ребенка тратится не более 3-х (трех) размеров прожиточного минимума на ребенка в Москве. Исходя из равных прав и обязанностей по содержанию детей, на каждого из родителей приходится не более 1.5 (полутора) размеров прожиточного минимума на одного ребенка. Логнормальное распределение месячного содержания детей Учитывая, что, вероятнее всего, заработные платы в России распределены логнормально, рассмотрим случай логнормального распределения средств12, которые тратятся на содержание детей ежемесячно:

(10)


(11)

здесь 𝐸(𝑥) — математическое ожидание, 𝜇, 𝜎 — это параметры логнормального распределения. Принимая те же гипотезы (3)

  • в качестве “условия дельта-малого” количества детей 0.135 % (от всего количества), которые содержатся родителями на месячную величину в размере не более чем прожиточный минимум на детей по региону ≤ V children-min;
  • в среднем содержание детей в месяц V children  = 1/2*V zp :

(12)

 

(13)

Решением уравнения (12) относительно ln есть число13 −2.12132 (оно со знаком минус).
Обозначим 𝑏 = 2.12132 ·√2.

Таким образом, чтобы оценить максимальную границу месячного содержания ребёнка в условиях логнормального распределения доходов, необходимо решить следующую систему уравнений:

(14)

(15)

Затем, после несложных вычислений, из (15) и (14) следует:


(17)

Математически непротиворечивым (а в данном контексте это означает — положительным) решением квадратного уравнения (17) является

 (18)

Решение уравнения (19) в терминах lnесть число 14

(19)

Используя данное решение и подставив в него выражение (18) для 𝜎 запишем:

(20)


(21)

Выражение (21) служит общим решением для верхней оценки максимально возможного содержания детей при логнормальном распределении их содержания. Для гипотезы (3), когда V children= 0.5 · V zp справедливо следующее:

(22)

Оценка для Башкортостана. Логнормальное распределение доходов

Основываясь на всё тех же данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан15 по средней заработной плате и ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения по Республике Башкортостан16 по величине прожиточного минимума для детей в Республике Башкортостан, оценка сверху для максимальной величины месячного содержания детей в Республике составляет:

Таким образом, на одного ребенка тратится не более 3.5 (трех целых пяти десятых) размеров прожиточного минимума на ребенка в регионе. Исходя из равных прав и обязанностей по содержанию детей, на каждого из родителей приходится не более 1.75 (одной целой семидесяти пяти сотых) размеров прожиточного минимума на одного ребенка. Оценка для Москвы. Логнормальное распределение доходов Учитывая, что средний размер содержания одного ребенка в Москве определен в (9), при этом прожиточный минимум для ребенка по Москве, установленный постановлением Правительства Москвы от 19 января 2021 г. № 11-ПП17, составляет 15582 руб. Месячный размер максимально возможного содержания ребенка в Москве V children max определится следующим образом:

Таким образом, на одного ребенка тратится не более 3.6 (трех целых шести десятых) размеров прожиточного минимума на ребенка в Москве. Исходя из равных прав и обязанностей по содержанию детей, на каждого из родителей приходится не более 1.8 (одной целой восьми десятых) размеров прожиточного минимума на одного ребенка.

Обоснованное предложение по введению максимальной границы алиментов на ребёнка.

Используя результаты расчетов оценки сверху для максимально-возможного содержания ребенка, выполненных для Москвы и для Республики Башкортостан при различных распределениях доходов, с вероятностью 99.87 % можно утверждать, что ни одна семья не тратит на содержание ребенка более 3, 58 прожиточных минимумов.

Эта величина является оценкой сверху и характеризует максимально возможный ежемесячный уровень трат на ребенка.

В соответствии с ч. 1 ст. 61 СК РФ, родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей.

Учитывая результаты, полученные на основе представленной выше математической модели, верхняя граница алиментов на ребёнка оценивается в размере полутора (1.5) прожиточных минимумов на ребёнка. В совокупности с равной обязанностью родителей содержать своих детей, содержание ребенка будет соответствовать величине в 3 прожиточных минимума.

Подобное содержание получают не более чем 0.1 % детей в России.

Список литературы:

1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 56 “О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов”. — 2017.
2. Максимович Л. Б. Алименты на ребенка: проблема нецелевого расходования. // Актуальные проблемы российского права. — 2017. — № 5. — с. 78—81. — DOI: 10.17803/1994-1471.2017.78.5.078-081.
3. Румянцев М. А. Отчет о расходовании алиментов // Вестник исполнительного производства. — 2019. — № 2. — с. 25—32. — DOI: https://doi.org/10.30729/2414-0015-2019-5-2-25-32.
4. Чашкова С. Ю. Номинальный счет как способ защиты прав подопечных // Семейное и жилищное право. — 2020. — № 2. — с. 21—25. — ISSN 1999-477X. — DOI: https://doi.org/10.18572/1999- 477X-2020-2-21-25.
5. Убалехт О. В. Правовые проблемы взыскания и уплаты алиментов в России и странах континентальной семьи права // Вестник Челябинского государственного университета. — 2010. — т. 24, № 19. — с. 66—69.

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

К проекту федерального закона «О внесении изменений в Семейный Кодекс Российской Федерации» Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона «О внесении изменений в Семейный Кодекс Российской Федерации», не потребует дополнительных расходов за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Принятие данного законопроекта представляет значительную выгоду для бюджета государства: алиментоплательщики с высоким доходом, вынужденные скрывать доходы по причине несоразмерности потребностей ребенка и алиментов долевого взыскания, перейдут с “серых” зарплат на “белые”. В результате увеличится приток налогов в бюджет.

Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связис проектом федерального закона «О внесении изменений в Семейный Кодекс Российской Федерации»

В связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Семейный Кодекс Российской Федерации» не потребуется признание утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию прочих федеральных законов.

_____________________________

1https://youtu.be/eCkznh9v0kw?t=3060
2https://youtu.be/eCkznh9v0kw?t=5190
3https://youtu.be/tY4qPSWbByk?t=13m16s
4https://ru.wikipedia.org/wiki/Функция_распределения
5https://ru.wikipedia.org/wiki/Плотность_вероятности
6https://ru.wikipedia.org/wiki/Нормальное_распределение#Правило_трёх_сигм_для_гауссовской_случайной_величины
7https://bashstat.gks.ru
8http://rcspn.mintrudrb.ru/posts/8390
9https://news.ru/economics/zolotce-nashe-skolko-stoit-vyrastit-rebyonka-v-rossii
10http://government.ru/news/41287
11https://dszn.ru/deyatelnost/Socialnye-vyplaty-i-posobiya/Prozhitochnyy-minimum-v-gorode-Moskve
12https://ru.wikipedia.org/wiki/Логнормальное_распределение
13https://www.wolframalpha.com/input/?i=solve+0.5+%2B+0.5*erf%28x%29%3D0.001349898
14https://www.wolframalpha.com/input/?i=solve+%280.5+%2B+0.5*erf%28x%29%3D1-0.001349898%29
15https://bashstat.gks.ru
16http://rcspn.mintrudrb.ru/posts/8390
17https://dszn.ru/deyatelnost/Socialnye-vyplaty-i-posobiya/Prozhitochnyy-minimum-v-gorode-Moskve

Читайте также: