Законопроект о верхнем ограничении алиментов уровнем в 1.5 прожиточных минимума на одного ребенка по региону его проживания.

24 ноября 2021 г.
Исх. № 2411/21-1
На вх. №

Предложения по итогам круглого стола 18.11.2021
от Сазонова Евгения Олеговича,
Представителя Общественного Движения за полную и крепкую семью
“Семейный Фронт”

1.Мы предлагаем разработать и внести в Государственную Думу законопроект о введении верхнего ограничения совокупных ежемесячных алиментов на содержание несовершеннолетнего ребёнка (включая “жилищные” алименты) уровнем в 1.5 прожиточных минимума (ПМ) на одного ребенка по региону его проживания, что-бы взыскиваемые по судебному решению совокупные алименты (включая «жилищные») не превышали эту величину. Для этого предлагается изменить ст. 81, 83, 85, 86, 119 СК РФ (предложения изменений изложены на стр. 4-5).

2. В законопроекте необходимо предусмотреть максимально простой и быстрый механизм (в том числе через портал “Госуслуги”), позволяющий ограничить указанной в пункте 1 величиной (1.5 ПМ на одного ребенка) размер совокупных ежемесячных алиментов (включая “жилищные”), назначенных судом по уже вынесенным судебным решениям. Например: с момента обращения алиментоплательщика в суд об изменении размера совокупных алиментов для их ограничения сверху — устанавливать предельный размер совокупных алиментов не более 1.5 ПМ на одного ребенка в регионе проживания ребенка. Суд, в момент обращения алиментоплательщика, вносит изменения в Исполнительный лист для ограничения максимального размера совокупных ежемесячных алиментов (включая “жилищные”) величиной, не превышающей 1.5 ПМ на одного ребенка в месяц в регионе проживания ребенка и в 10-ти дневный срок выдает Исполнительный лист в ФССП. ФССП, в свою очередь, в 5-ти дневный срок выдает новое Постановление работодателю о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей с учетом верхнего ограничения. Так, например, предлагается включить в закрытый перечень оснований для изменения установленного судом размера алиментов в ч.1 ст. 119 СК РФ:

  • условие “если изменились статьи закона, в соответствии с которыми установлен размер взыскиваемых алиментов и/или”;
  • условие “если выплачиваемые совокупные алименты на ребенка (включая расходы на оплату жилья и коммунальных услуг, взыскиваемые в соответствии со ст. 86 СК РФ) превышают уровень в 1.5 ПМ для детей по региону проживания ребенка и/или”.

3. При введении верхнего ограничения совокупных ежемесячных алиментов на содержание несовершеннолетнего ребёнка (включая “жилищные” алименты) уровнем в 1.5 ПМ на одного ребенка по региону его проживания, необходимость введения контроля расхода алиментов становится неактуальной. Вместе с тем, по результатам точечных опросов, многие плательщики алиментов хотели бы перечислять средства на отдельно открытый счет ребенка под управлением второго родителя. Доступ к истории совершенных операций был бы у обоих родителей.

4. Предлагается приостановить рассмотрение законопроектов № 1183583-7, № 1183608-7 о введении уголовной ответственности за частичную неуплату алиментов в связи с тем, что введение верхней границы алиментов вероятнее всего позволит решить проблему с выплатами алиментов. Таким образом, рекомендуется попытаться решить проблему с алиментным долгом указанным нерепрессивным методом.

Обоснование к предложениям

  • Введение верхнего ограничения совокупных ежемесячных алиментов на содержание несовершеннолетнего ребёнка (включая “жилищные” алименты) уровнем в 1.5 ПМ на одного ребенка по региону его проживания будет иметь следующие результаты:
    1. Не потребует никаких затрат из бюджета;
    2. Представляет значительную выгоду для бюджета государства, так как алиментоплательщики с высоким доходом, вынужденные скрывать доходы по причине несоразмерности потребностей ребенка и алиментов долевого взыскания, перейдут с “серых” зарплат на “белые” и тогда увеличится приток налогов в бюджет;
    3. Значительно замедлится рост алиментного долга, а также поспособствует возврату долга, так как многие неплательщики, которые считали алименты значительно превышающими потребности ребенка и уровень содержания ребенка в браке, начнут платить алименты;
    4. Значительно снизится нагрузка на ФССП и Судебную систему;
    5. Позволит плательщикам алиментов, которые хотят лично участвовать в жизни своего ребенка и платят значительные суммы, превышающие 1.5 прожиточных минимума на ребенка, изменять установленные судом размеры алиментов, ограничивая выплаты алиментов указанным размером, таким образом, высвобождая средства для самостоятельного содержания своего ребенка;
    6. Ребенок будет получать содержание от обоих родителей, а не только от получателя алиментов. Очень важно, чтобы ребенок понимал, что его любят и о нем заботятся оба родителя, а не только получатель алиментов;
    7. Снизится количество нецелевых расходов алиментов;
    8. Появление второго центра принятия решений по содержанию ребенка в лице родителя, обязанного платить алименты, будет способствовать более качественному содержанию ребенка;
    9. Снизит количество разводов, совершаемых из корыстных интересов, ведь не секрет, что при высоком доходе потенциального плательщика алиментов вероятность развала его семьи растет пропорционально размеру потенциальных алиментов;
    10. Укрепит семейный институт и традиционные ценности. Поможет приблизиться к национальной идее России, озвученной В.В. Путиным — многодетной семье;
    11. Улучшит демографическую ситуацию в стране. В части усиления репрессивных мер к неплательщикам алиментов (введение уголовной ответственности за частичную неуплату алиментов), считаем, что эти меры не будут иметь должного эффекта для детей и государства:
  • по итогам круглого стола стало ясно, что большая доля должников являются людьми с высокими доходами;
  • в случае осуждения алиментоплатильщика за частичную неуплату пострадает алиментоплатильщик, его дети и государство;
  • на время исправительных работ он не сможет платить высоких налогов, какие платил бы, в случае отсутствия наказания;
  • алиментоплатильщик после судимости и его дети не смогут устроиться на высокооплачиваемую работу.

1 Приложение. Результаты математического обоснования верхней границы совокупных алиментов величиной в 1.5 прожиточных минимума по региону проживания ребёнка

Величина верхней границы совокупных алиментов на ребёнка (включая “жилищные”) в 1.5 прожиточных миниму мов обоснована математически с использованием реальных (открытых) данных по заработным платам и прожиточным минимумам в субъектах РФ основных определений, фундаментальных теорем и правил математической статистики.
Используя результаты точных расчетов оценки сверху для максимально-возможного содержания ребенка, выполненных для Москвы и для регионов при различных распределениях доходов, с вероятностью 99.87% можно утверждать, что ни одна семья не тратит на содержание ребенка более 3,58 прожиточных минимумов. Эта вели-
чина является оценкой сверху и характеризует максимально возможный ежемесячный уровень трат на ребенка.
Учитывая, что в соответствии с ч. 1 ст. 61 СК РФ, родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей, оценка сверху для верхней границы алиментов на ребёнка оценивается в размере 1,79 прожиточных минимумов на ребёнка. Поскольку при расчетах были использованы допущения того, что в семьях
содержится только один ребенок, а минимально возможный уровень содержания ребенка определяется прожиточным минимумом (хотя по факту величины могут быть меньше) — верхнее ограничение совокупных ежемесячных алиментов на содержание несовершеннолетнего ребёнка нужно принять на уровне 1.5 прожиточных минимумов
для региона проживания ребенка.
Содержание, превышающее указанный выше уровень, в РФ получают менее 0.1% несовершеннолетних детей, поэтому введение верхнего ограничения размера совокупных алиментов на уровне 1.5 прожиточных минимума для региона проживания ребенка не приведёт к ухудшению материального положения сколь-нибудь значительного числа детей, но устранит мотивацию значительной части разводов и позволит сохранить семьи, чтобы обеспечить детям лучшие условия воспитания в полных и крепких семьях с обоими родителями, а также увеличит приток налогов в бюджет, за счет миграции доходов алиментоплательщиков из “серой” зоны в “белую”.

2 Приложение. Предложение по внесению изменений в “Семейный кодекс Российской Федерации”

Предложенные изменения можно просмотреть в PDF

Читайте также: